В начале 2016 года наткнулся на уже-не-свежую книгу про бизнес-модели – «Business Model Generation» Alexander Osterwalder, Yves Pigneur [ https://strategyzer.com/books/business-model-generation ]. Немного опечалился – почему не прочитал раньше?!?….
Выпущена аж в 2010 году. В России печаталась несколько раз. Последнее – 6-е издание – «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» https://www.alpinabook.ru/catalog/Business/7024/.
Описание от издательства: Книга предлагает оригинальную концепцию анализа, построения и совершенствования бизнес-моделей, которой пользуются крупнейшие компании мира, включая Google, IBM, Ericsson. Авторы предлагают простой и понятный способ визуального представления основных базовых элементов, раскрывающих логику выбранного компанией способа извлечения прибыли. Большой лист бумаги и блок стикеров — вот и все, что понадобится для освоения авторского метода создания бизнес-моделей. Этот намеренно упрощенный подход позволяет получить общую стратегическую картину бизнеса, сведя к минимуму обсуждение конкретных тактических шагов. Использование стикеров с короткими формулировками — эффективный и быстрый способ выстроить базовые элементы бизнес-плана в целостную систему. Эта методика помогает представить работу организации как единое целое, а не совокупность обособленных функциональных подразделений и производственных операций.
Правда, перевод оставляет желать лучшего, иногда своебразные значения выбраны, без привязки к контексту. Один только «Canvas —> Шаблон» чего только стоит. Если есть возможность – рекомендую пользовать оригинал на английском языке.
На просторах интернета уже полно конспектов и обзоров, но для этой книги, конспекты – масло масляное. Она сама по себе «конспект», смесь руководства к действиям и инфографики-комиксов. Проглатывается на раз. Почему стоит прочитать эту книгу? Если говорить на уровне самых первых ощущений после прочтения, то чешется отметить следующие моменты:
- Новая визуальная форма для оформления бизнес-моделей
- Новый инструмент для работы над бизнес-моделью. Как наедине с самим собой, так и индивидуально.
- Отличный дизайн книги
- Легкий стиль подачи, не закостенелый, свежий. Как будто с тобой разговаривает профессор, которому ты доверяешь и жадно слушаешь.
Если говорить про «знания», то в книге упор делается именно на generation, а не на «business model». Книга рассказывает про [еще один] способ, инструмент для работы с бизнес-моделями. Как следует из Педии, «бизнес-модель» — концептуальное описание предпринимательской деятельности. То как организация создает и поставляет ценность своим потребителям. И чтобы придумывать новые бизнес-модели или новые версии модели, в первую очередь, нужно design thinking (дизайн-мышление, брр), объединение рационального и интуитивного.
Из «практичного» что дает эта книга – это «холст» и пара кистей. На холсте предопределенные девять блоков. Где левая часть холста – это рациональное, то что относится к стоимости, расходам. А правая – подсознательное; то что относится к производимой ценности. Холст объединяет все главные составляющие бизнес – клиенты, ценностное предложение, инфраструктура, финансы. И позволяет наглядно отображать, рисовать, осмысливать. Вот примеры из книги, Freemium модель, RedHat:
Во время чтения книги, я делал наброски бизнес-модели для всего, что меня окружало – компании, проекты, активности. Маленькая магия, когда некая модель превращается в стройную структуру на холсте. Которую ты, окинув взглядом и почесав затылок, можешь крутить и вертеть в разные стороны… Вот пример из книги – оценка старой модели Amazon и новой:
Когда новая книга производит на меня впечатление, я всегда вспоминаю слова из песни «Машины времени»:
Рядом с парадной дверью
Надо вкопать скамейку,
А перед ней тенистый пруд.
Чтобы присев однажды
Мог бы подумать каждый,
Нужен ли он кому-то тут?
Каждая книга, каждое «знание» – как скамейка. Возможность остановиться, глянуть по-новому, переосмыслить. Цитата из книги: «Ищите возможность время от времени взглянуть на свою бизнес-модель свежим взглядом. Не исключено, что вам придется изменить ее гораздо раньше, чем вы предполагаете»…
Еще один момент. Даже если вам не нужно генерировать новые идеи про новые бизнес-модели. Предлагаемый инструмент – мощное средство коммуникации. Как с вашими клиентами, так и внутри компании. Всё это может использоваться для презентации ваших идей, для коммуникации внутри компании, для использования понятного визуального языка для коллективного общения и обсуджения. Как известно, одна картинка тысячи слов стоит.
Рекомендую к прочтению.